Какие бывают формы для сбора данных и как их эффективно использовать?
Ваш сайт является, в первую очередь, каналом продаж. Он должен не только предоставлять информацию о товарах и услугах потенциальным клиентам, но и обеспечивать обратную связь. Посетители сайта могут подписываться на ваши новости, задавать вам вопросы или регистрироваться для совершения покупки — все это происходит через контактные формы, именно поэтому так важно настроить их правильно.
Основные применения форм для сбора данных
Применение формы | Задача |
Регистрация пользователей |
|
Лидогенерация |
|
Подписка на рассылку |
|
Обогащение личных данных пользователя в его профиле |
|
Контакт и обратная связь |
|
Анкетирование и опросы |
|
В каждом случае пользователям необходимо предлагать для заполнения лишь те данные, которые вам помогут решить их проблему или обработать запрос. В качестве примера сравните, пожалуйста, страницы с регистрацией в двух разных интернет-магазинах — форма регистрации какого из них вам кажется более приемлемой?
Интернет-магазин номер 1:
10 полей для заполнения, из них 9 — обязательны.
Интернет-магазин номер 2:
5 полей для заполнения, из них 4 — обязательны. Зарегистрироваться также можно через социальную сеть на выбор, лишь нажав на ее иконку.
Данные, которые необходимо запрашивать в каждой из форм
Применение формы | Поля для заполнения |
Регистрация пользователей | Обязательные:
Дополнительные:
|
Лидогенерация | Обязательные:
Дополнительные:
|
Подписка на рассылку | Обязательные:
Дополнительные:
|
Обогащение личных данных пользователя в его профиле | Необязательные:
|
Контакт и обратная связь | Обязательные:
Дополнительные:
|
Анкетирование и опросы | Обязательные:
|
Способы создания форм сбора данных
Независимо от того, разрабатывался ли ваш сайт индивидуально или в его основе лежит шаблон популярного конструктора сайтов, убедитесь, что у вас под рукой есть все необходимые инструменты и сервисы для создания и публикации форм.
Сайт на конструкторе
Стандартные формы, такие как регистрация или обратная связь, уже подготовлены для использования — их остается лишь настроить и разместить на сайте. Ниже пример настройки формы регистрации от Wix.
Для работы необходимо:
- Создать и настроить форму
- Добавить форму на нужную страницу на сайте.
Сайт на CMS
Используйте плагины, которые тестировались на совместимость с вашей системой управления сайтом. Для WordPress одним из таких плагинов является Contact Form.
Для работы необходимо:
- Установить плагин
- Создать и настроить форму
- Добавить форму на нужную страницу на сайте.
Виджет для сбора email-адресов для рассылки
Многие интернет-магазины, информационные ресурсы и тематические блоги предлагают подписаться на их email-рассылку. Формуляр подписки, который зачастую состоит из одного поля для ввода адреса электронной почты, располагается или в нижней части страницы, или всплывает на странице при попытке пользователя ее покинуть. Такую форму можно создать на сайте вашего email-провайдера (например, Sendpulse) или использовать сторонние сервисы — Sumo и другие.
Для работы необходимо:
- Создать и настроить форму на сайте email-сервиса
- Добавить форму на нужную страницу на сайте, в футер страницы (подвал) или в качестве всплывающего элемента.
Формы сервисов для лидогенерации
Запросы потенциальных покупателей лучше всего фиксировать через лендинги — страницы, предназначенные непосредственно для информирования пользователя о конкретном продукте или услуге с целью заинтересовать и впоследствие получить его контактные данные. В будущем они будут использованы для контакта с этим человеком и попытки заключить сделку или продать предмет интереса. Ниже представлен пример настройки контактной формы сервиса LPgenerator.
Для работы необходимо:
- Добавить новую форму на существующую посадочную страницу
- Настроить необходимые поля
- Разместить форму на странице.
Анкетирование и опросы
Для составления анкет и опросов легче всего использовать специализированные сервисы, такие как Surveymonkey или Typeform.
Для работы необходимо:
- Создать новый опрос
- Настроить необходимые поля и логику ответов
- Предоставить форму для заполнения участникам анкетирования — для этого разместите ее на странице или отправьте ссылку на опрос.
Сервисы по созданию форм
FormDesigner, Jotform, Wufoo и некоторые другие сервисы позволяют создавать формы любого типа и размещать их на необходимом вам сайте. Для этого компании предлагают многочисленные редактируемые шаблоны, объединенные по тематикам. FormDesigner и Witget являются русскоязычными сервисами, остальные предлагают ручной и автоматический перевод стандартных полей на большее количество языков, включая русский. Данные, полученные в результате заполнения, хранятся на самом сервисе.
Google Forms, ввиду своей интеграции с другими продуктами из семейства Google, позволяет автоматически сохранять заполненные данные в указанную вами таблицу на Google Sheets.
Для работы необходимо:
- Создать новую форму
- Разместить ее на нужной странице сайта
- (опционально) Настроить экспорт данных заданным вами образом.
Самостоятельная разработка форм
Если вы решились на собственную разработку сайта и занимаетесь этим самостоятельно или при помощи веб-разработчиков, ваши шаги должны включать следующее:
- Разработать дизайн полей формы и стилизовать их под общий внешний вид сайта
- Создать логику сбора информации, а именно определить, какие поля должны быть обязательными, какие типы полей должны быть использованы (выпадающие списки, переключатели, поля с произвольным вводом и т.д.), а также есть ли между ними зависимость
- Подключить форму к базе данных и настроить сохранение информации в кодировке UTF-8, которая является обязательной для данных на основе кириллицы. Имейте ввиду, что для этой настройки необходимы соответствующие навыки, поэтому зачастую этим занимается администратор базы данных.
- (опционально) Настроить отправку email-сообщения с подтверждение успешного заполнения формы пользователю и/или уведомления о новых заполнениях форм для себя.