Основы юзабилити
Наличие огромного количества контента в сети сделало пользователя весьма требовательным и к качеству контента, и к его подаче. Особенно это касается коммерческих сайтов. Потенциальный покупатель не будет вглядываться в ваш мелкий шрифт, судорожно искать, где выключить фоновую музыку на вашем сайте, или мириться с его «вырвиглазным» оформлением. Он не будет тратить время на то, чтобы понять, где у вас контакты и как оформить заказ. Клиент просто уйдет на соседнюю вкладку, где на сайте конкурента все проще и доступнее. Поэтому юзабилити ресурса — важнейший фактор, напрямую влияющий на конверсию.
Ниже представлен список самых распространенных решений для улучшения удобства пользования сайтом для посетителей.
- Скорость загрузки.
Сайт быстро грузится (1–2 секунды). Если ваш сайт грузится более 3-х секунд — около 40% посетителей, скорее всего, уйдут, не став ждать. - Подстройка под географию целевой аудитории.
Сайт оптимизирован для представления в том регионе, для которого предназначен: информация изложена на соответствующем языке (или есть выбор языка), данные представлены в привычной посетителю метрической системе. - Удобство переключения языка.
Если на сайте есть выбор языка, то его переключение просто перезагружает страницу, на которой сейчас находится пользователь, а не перебрасывает его на главную страницу сайта. - Наличие адаптивной верстки.
Сайт должен быть оптимизирован:- для корректного показа на мобильных устройствах
- для корректного показа в различных браузерах, на устройствах с разным разрешением экрана.
- Каждому устройству — свое юзабилити.
То, что удобно на мобильных устройствах, не всегда оправдано на версии сайта для десктопов — например, скрытое главное меню, которое разворачивается по кнопке в верхнем левом углу. На десктопе она заставляет пользователя совершать лишний клик. - Скрытие ненужных полос прокрутки (скролла).
На сайте при разрешении экрана 1024×768 пикселей во всех стандартных браузерах горизонтальная полоса скролла не появляется. - Быстрый доступ к основным кнопкам.
Возможность купить товар, заказать услугу или запросить обратный звонок есть на каждой странице сайта. - Наличие интуитивно понятных иконок.
Везде, где это уместно и возможно, текстовые пункты дополнены иконками. - Единообразие интерфейса.
Структура сайта — шапка, подвал , главное меню и т. д. — одинакова на всех страницах, исключение могут составлять страницы корзины и оформления заказа. - Однозначность и понятность.
Попав на любую страницу сайта, пользователь за 3 секунды понимает, что это за сайт, какой тематики: благодаря слогану и изображениям в шапке, заголовку страницы и т. п. - Предсказуемое местонахождение ключевых элементов.
Все стандартные элементы посетитель находит на привычных местах (принцип «Не заставляйте меня думать»):- логотип компании — слева вверху
- контакты — справа вверху
- строка поиска — вверху слева или вверху по центру.
- Минимально необходимое количество контактов.
Слишком много вариантов выбора контактного лица могут привести к нежеланию посетителя делать этот выбор вообще. - Удобство взаимодействия с лого сайта.
Логотип кликабелен и ведет на главную страницу. - Карта сайта.
На сайте есть ссылка на карту сайта, и она сквозная (оптимальное расположение — в футере). - Уникальный фавикон.
У сайта есть фавикон, желательно соответствующий вашему логотипу. Благодаря запоминающемуся фавикону пользователь легко найдет вкладку с вашим сайтом среди множества открытых вкладок браузера. - Заметные CTA.
Все призывы к действию на страницах — визуально заметны и очевидны: кнопки крупные и понятно подписаны, ссылки выделены. - Основной CTA — самый заметный.
Главный призыв к действию на каждой странице (кнопка «Купить», кнопка перехода к следующей стадии оформления заказа и т. д.) — всегда выделен ярче, заметнее остальных и расположен наиболее удобным для пользователя образом. - Ясная терминология.
В пунктах меню, кнопках и ссылках не используются непонятные посетителю термины или формулировки. - Возможность увидеть лица компании.
На сайте есть страница «О компании», с подробной информацией о вас, желательно — с фото офиса внутри и снаружи, с фото персонала, работающего с клиентами, с фотографиями производственного/рабочего процесса. - Проработанный функционал страницы ошибки 404 («Страница не найдена»).
На сайте есть информативная страница с ошибкой 404. Она сообщает посетителю, что произошло, и содержит ссылки на основные разделы сайта, на строку поиска, а также контакты: телефоны, мессенджеры, электронную почту. - «Принцип ненасилия»:
- На сайте нет медиаконтента (музыки или видео), запускающегося без ведома пользователя. В подавляющем большинстве случаев это раздражает посетителя и заставляет его сразу же покинуть сайт. Если вы все же по какой-то причине используете это, позаботьтесь о том, чтобы кнопка остановки воспроизведения была на видном месте.
- Если используются всплывающие окна (pop-up), то они имеют заметную кнопку для их закрытия (именно закрытия, а не перехода на другую страницу). Посетитель не будет тратить время на ее поиски — раздраженный самим фактом появления окна, он вообще закроет вкладку с вашим сайтом.
- Мгновенная прокрутка.
На длинных страницах, которые занимают несколько экранов, предусмотрена плавающая кнопка «Наверх» (или «В начало»), которая перебрасывает пользователя на первый экран. - Минимум трудностей для пользователя.
Посетителю сайта предлагается выполнять только действительно необходимые действия:- Все, что можно сделать программно — делается программно (например, подставляется город доставки, исходя из местоположения пользователя).
- Запросы действий посетителя сайта и варианты выбора динамически изменяются в зависимости от параметров товара, данных посетителя и т. д. Например, если платье доступно только в одном цвете, пользователя не заставляют выбирать цвет. Если он проживает в Туле, ему не предлагается вариант доставки в пределах МКАД.
Юзабилити касается, в том числе, функционала сайта, элементов его дизайна и содержимого. Все статьи данного ресурса составлены с учетом основных принципов по удобству использования для ваших посетителей.