Старт

Лилия Голикова

Лилия Голикова

Автор статей на TexTerra

Основы юзабилити

Наличие огромного количества контента в сети сделало пользователя весьма требовательным и к качеству контента, и к его подаче. Особенно это касается коммерческих сайтов. Потенциальный покупатель не будет вглядываться в ваш мелкий шрифт, судорожно искать, где выключить фоновую музыку на вашем сайте, или мириться с его «вырвиглазным» оформлением. Он не будет тратить время на то, чтобы понять, где у вас контакты и как оформить заказ. Клиент просто уйдет на соседнюю вкладку, где на сайте конкурента все проще и доступнее. Поэтому юзабилити ресурса — важнейший фактор, напрямую влияющий на конверсию.

Ниже представлен список самых распространенных решений для улучшения удобства пользования сайтом для посетителей.

  1. Скорость загрузки.
    Сайт быстро грузится (1–2 секунды). Если ваш сайт грузится более 3-х секунд — около 40% посетителей, скорее всего, уйдут, не став ждать.
  2. Подстройка под географию целевой аудитории.
    Сайт оптимизирован для представления в том регионе, для которого предназначен: информация изложена на соответствующем языке (или есть выбор языка), данные представлены в привычной посетителю метрической системе.
  3. Удобство переключения языка.
    Если на сайте есть выбор языка, то его переключение просто перезагружает страницу, на которой сейчас находится пользователь, а не перебрасывает его на главную страницу сайта.
  4. Наличие адаптивной верстки.
    Сайт должен быть оптимизирован:

    • для корректного показа на мобильных устройствах
    • для корректного показа в различных браузерах, на устройствах с разным разрешением экрана.
  5. Каждому устройству — свое юзабилити.
    То, что удобно на мобильных устройствах, не всегда оправдано на версии сайта для десктопов — например, скрытое главное меню, которое разворачивается по кнопке в верхнем левом углу. На десктопе она заставляет пользователя совершать лишний клик.
  6. Скрытие ненужных полос прокрутки (скролла).
    На сайте при разрешении экрана 1024×768 пикселей во всех стандартных браузерах горизонтальная полоса скролла не появляется.
  7. Быстрый доступ к основным кнопкам.
    Возможность купить товар, заказать услугу или запросить обратный звонок есть на каждой странице сайта.
  8. Наличие интуитивно понятных иконок.
    Везде, где это уместно и возможно, текстовые пункты дополнены иконками.
  9. Единообразие интерфейса.
    Структура сайта — шапка, подвал , главное меню и т. д. — одинакова на всех страницах, исключение могут составлять страницы корзины и оформления заказа.
  10. Однозначность и понятность.
    Попав на любую страницу сайта, пользователь за 3 секунды понимает, что это за сайт, какой тематики: благодаря слогану и изображениям в шапке, заголовку страницы и т. п.
  11. Предсказуемое местонахождение ключевых элементов.
    Все стандартные элементы посетитель находит на привычных местах (принцип «Не заставляйте меня думать»):

    • логотип компании — слева вверху
    • контакты — справа вверху
    • строка поиска — вверху слева или вверху по центру.
  12. Минимально необходимое количество контактов.
    Слишком много вариантов выбора контактного лица могут привести к нежеланию посетителя делать этот выбор вообще.
  13. Удобство взаимодействия с лого сайта.
    Логотип кликабелен и ведет на главную страницу.
  14. Карта сайта.
    На сайте есть ссылка на карту сайта, и она сквозная (оптимальное расположение — в футере).
  15. Уникальный фавикон.
    У сайта есть фавикон, желательно соответствующий вашему логотипу. Благодаря запоминающемуся фавикону пользователь легко найдет вкладку с вашим сайтом среди множества открытых вкладок браузера.
  16. Заметные CTA.
    Все призывы к действию на страницах — визуально заметны и очевидны: кнопки крупные и понятно подписаны, ссылки выделены.
  17. Основной CTA — самый заметный.
    Главный призыв к действию на каждой странице (кнопка «Купить», кнопка перехода к следующей стадии оформления заказа и т. д.) — всегда выделен ярче, заметнее остальных и расположен наиболее удобным для пользователя образом.
  18. Ясная терминология.
    В пунктах меню, кнопках и ссылках не используются непонятные посетителю термины или формулировки.
  19. Возможность увидеть лица компании.
    На сайте есть страница «О компании», с подробной информацией о вас, желательно — с фото офиса внутри и снаружи, с фото персонала, работающего с клиентами, с фотографиями производственного/рабочего процесса.
  20. Проработанный функционал страницы ошибки 404 («Страница не найдена»).
    На сайте есть информативная страница с ошибкой 404. Она сообщает посетителю, что произошло, и содержит ссылки на основные разделы сайта, на строку поиска, а также контакты: телефоны, мессенджеры, электронную почту.
  21. «Принцип ненасилия»:
    • На сайте нет медиаконтента (музыки или видео), запускающегося без ведома пользователя. В подавляющем большинстве случаев это раздражает посетителя и заставляет его сразу же покинуть сайт. Если вы все же по какой-то причине используете это, позаботьтесь о том, чтобы кнопка остановки воспроизведения была на видном месте.
    • Если используются всплывающие окна (pop-up), то они имеют заметную кнопку для их закрытия (именно закрытия, а не перехода на другую страницу). Посетитель не будет тратить время на ее поиски — раздраженный самим фактом появления окна, он вообще закроет вкладку с вашим сайтом.
  22. Мгновенная прокрутка.
    На длинных страницах, которые занимают несколько экранов, предусмотрена плавающая кнопка «Наверх» (или «В начало»), которая перебрасывает пользователя на первый экран.
  23. Минимум трудностей для пользователя.
    Посетителю сайта предлагается выполнять только действительно необходимые действия:

    • Все, что можно сделать программно — делается программно (например, подставляется город доставки, исходя из местоположения пользователя).
    • Запросы действий посетителя сайта и варианты выбора динамически изменяются в зависимости от параметров товара, данных посетителя и т. д. Например, если платье доступно только в одном цвете, пользователя не заставляют выбирать цвет. Если он проживает в Туле, ему не предлагается вариант доставки в пределах МКАД.

Юзабилити касается, в том числе, функционала сайта, элементов его дизайна и содержимого. Все статьи данного ресурса составлены с учетом основных принципов по удобству использования для ваших посетителей.

Задание к выполнению
Проверка юзабилити сайта
Проверьте сайт на соответствие указанным в статье пунктам
Предыдущая статья
Следующая статья

Хватит просто читать!

Зарегистрируйся в Cybertrassa и научись реально управлять интернет-бизнесом!
Полный доступ ко всем материалам
30% материалов доступно только зарегистрированным пользователям.
Читайте статьи и выполняйте задания
До 80% процентов прочитанного материала забывается, если теория не применяется на практике.
Копите бонусы и меняйте на услуги для бизнеса
Экономьте до 10 тысяч рублей ежемесячно.
Начать обучение