Настройка системных уведомлений в интернет-магазине
Каждый раз при покупках в супермаркете, отправке посылки на почте или походе в ресторан, вы получаете кассовый чек — подтверждение приобретенных вами товаров или услуг. В интернет-магазинах это также соблюдено, лишь представлено немного по-другому: покупатели получают email-сообщения после оплаты товаров, при предстоящей доставке и в некоторых других ситуациях.
Помимо email-рассылок и персонализированных маркетинг-сообщений, задача которых чаще всего заключается в увеличении продаж, можно выделить два основных типа уведомлений, которые пользователи могут получать в процессе работы с интернет-магазином: системные и транзакционные.
Системные сообщения
Системные сообщения являются автоматическим подтверждением конкретного действия пользователя на сайте, которое не связано с покупками. Иногда они также могут помогать пользователю восстанавливать доступ к своей учетной записи на сайте или сообщать об изменениях в ней.
Самыми распространенными сценариями для отправки системных сообщений являются следующие:
- Создание учетной записи
- Подтверждение регистрации
- Сброс пароля для входа на сайт
- Удаление учетной записи.
Транзакционные сообщения
Транзакционные сообщения — это уведомления, связанные с покупкой товаров и их оплатой, то есть с какого-либо рода транзакцией. К таким сообщениям относятся следующие:
- Подтверждение заказа
- Подтверждение оплаты
- Подтверждение отправки заказа покупателю
- Подтверждение получения возвращенного товара
- Подтверждение возврата денежных средств за возвращенный товар
- Просьба оставить отзыв о товаре или интернет-магазин
- И другие.
Транзакционные сообщения также широко используются в других сферах бизнеса. Например, сайты знакомств и социальные сети отправляют информацию о количестве просмотров профиля или полученных «лайках» с целью вовлечения пользователей и возвращения их на сайт.
Отличия транзакционных сообщений от других типов email-сообщений
Нередко встречается объединение системных и транзакционных сообщений под единым понятием «транзакционные письма». Причиной объединения является то, что оба типа сообщений являются индивидуализированными и основываются исключительно на предшествующем действии конкретного пользователя.
Именно это отличает подобные сообщения от email-рассылок — коммерческой формы коммуникации с пользователями, — для отправки которых достаточно лишь иметь электронный адрес получателя. В email-рассылках компании рекламируют свои товары, анонсируют акции и предлагают скидки на товары. Транзакционные сообщения имеют лишь информационный характер.
Не стоит также забывать, что системные и транзакционные сообщения поддерживаются всеми основными конструкторами интернет-магазинов (например, PrestaShop) и eCommerce-плагинами (Ecwid, WooCommerce и другие). Зачастую их шаблоны уже доступны в этих системах — достаточно лишь добавить содержание письма, если вы хотите сделать его более индивидуальным для своего бизнеса.
Понятие маркетинг-автоматизации
Вам наверняка встречались сообщения с указанием оставленных в корзине товаров. Являются ли они транзакционными? По своей сути, они основываются на действии пользователя (пользователь добавил товары в корзину и покинул сайт), но при этом несут в себе рекламную составляющую.
Такой формат email-сообщений относится к ныне популярному течению в интернет-маркетинге под названием маркетинг-автоматизация. В данном случае пользователи могут получать сообщения коммерческого характера в зависимости от их действий (или отсутствия действий) на сайте или даже реакции на предыдущие email-сообщения. Для настройки подобных писем вам нужна будет отдельный сервис — например, Outbound или Customer.io.